05.04,17.04,20.04.15 - Творчий проект до 175-річчя з дня народження П.І. Чайковського. » Офіційний сайт Криворізького Музичного Коледжа а

05.04,17.04,20.04.15 - Творчий проект до 175-річчя з дня народження П.І. Чайковського.

05.04.15


КАМЕРНЫЙ ЧАЙКОВСКИЙ...

Моему лучшему другу... [Н. Ф. фон Мекк]

Какое разнообразие мыслей о жизни и творчестве поверял Петр Ильич Чайковский письмам … к С. Танееву, В. Стасову, Э. Направнику, К. Шиловскому, П. Юргенсону...
Особую ценность составляет переписка Петра Ильича с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Данная переписка сохранила живые голоса двух чрезвычайно близких по духу людей. Строки этих писем ощущали и передавали грусть и тоску, радость и воодушевление, самооценку и критику, вдохновение и творческие победы композитора. Возможность проникнуть в тайну переписки Чайковского и Н. Фон Мекк предоставила необычная композиция концерта, который состоялся 5 апреля в Большом зале Криворожского музыкального училища.
Наиболее сложный период жизни П. Чайковского совпал с развитием переписки его с русской меценаткой Н. фон Мекк. Не познакомившись с ней лично, на основе многочисленных подробных писем, которыми они стали обмениваться всё более регулярно, Чайковский получил от неё исключительно важную тогда моральную и материальную поддержку, которая помогла ему обрести спокойствие и всецело посвятить себя творчеству. В концертном варианте зачитывались интереснейшие фрагменты писем. Было необычайно интересно видеть преподавателей училища в новом для них амплуа (чтецы: Татьяна Кадук (Н. Фон Мекк) и Вадим Ракитянский (П. Чайковский)):
«Милостивый государь
Петр Ильич!
…Хотелось бы мне много, много при этом случае сказать Вам о моем фантастичном отношении к Вам, да боюсь отнимать у Вас время, которого Вы имеете так мало свободного. Скажу только, что это отношение, как оно ни отвлеченно, дорого мне как самое лучшее, самое высокое из всех чувств, возможных в человеческой натуре...»

Н. фон-Мекк. (Москва, 15 февраля 1877 г.)

«Милостивая государыня
Надежда Филаретовна!
Позвольте Вас поблагодарить за более чем роскошное вознаграждение столь небольшого труда. Смею Вас уверить, что это было бы мне чрезвычайно интересно и приятно, хотя бы оттого только, что и я преисполнен самых симпатических чувств к Вам.
Если бы Вы потрудились в один прекрасный день удостоить меня письменным изложением того многого, что Вы хотели бы сказать, то я бы был Вам чрезвычайно благодарен...
Искренно уважающий Вас и благодарный П. Чайковский.

(Москва, 16 февраля 1877 г.)

Лирический тон переписки чередовался в концерте с такой же лирически-возвышенной, проникновенной камерно-инструментальной музыкой Петра Ильича Чайковского:
- «Раздумье» ор.72 (Беденко Анастасия, III к. ф-но, класс Л. Я. Замышляевой);
- «Нежные упрёки» ор. 72 №3 (Самосватова Ярослава, I к. ф-но, класс засл. деятеля искусств Украины М. М. Кратиновой);
- «Мелодия» для скрипки и фортепиано, ор.42 №3 (Лауреат Всеукраинских конкурсов Дядюн Дмитрий, IV к., класс Н. М. Чернийчук; концертмейстер Т. Кадук);
- «Размышление» для скрипки и фортепиано ор. 42 (Екатерина Чернышенко, IV к., класс Т. Н. Кавицкой; концертмейстер - Лауреат Всеукраинских и Международных конкурсов Юлия Косенкова, студ. IV к., класс Н.В. Волченковой).
Сочинения Чайковского для фортепиано привлекают свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде. Прежде всего, они привлекают своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской жизни.
Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, — «Времена года» и «Детский альбом». Из цикла «Времена года» в концерте прозвучали:
- «Октябрь» - «Осенняя песня» (Таран Валерия, II к., класс Л. А. Трясковой).
- «Сентябрь» - «Охота» (Сухомлинов Дмитрий, II к., класс В. Г.. Замышляева).
Своеобразным предстаёт цикл «Шесть пьес на одну тему» ор. 19, где объединяющим принципом служит простая, выразительная песенная тема, на основе которой композитор создает ряд разнохарактерных пьес: прелюдия, фуга, экспромт, похоронный марш, мазурка и скерцо.
- Прелюдия и фуга соль # минор (Лауреат Всеукраинского конкурса Залозная Виктория, IV к., класс Л. Я. Замышляевой).
В сочинениях виртуозного плана Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, но облекает их в более пышную блестящую пианистическую форму. Жанровую сцену представляет собой «Думка», в основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и плясового характера (Лауреат Всеукраинских и Международных конкурсов Аракелян Елена, IV к., класс Л. А. Трясковой).
Отдельно следует выделить ряд пьес из последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72, написанного летом 1893 года. Среди входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру - образцы углубленной лирики, и характеристические зарисовки, и жанровые сценки из народной жизни... Из данного цикла прозвучал блестящий виртуозный «Концертный полонез» в исполнении Ивлевой Дарьи (III к., класс Н. М. Педан).
Истинной блестящей виртуозностью партии солирующей скрипки было отмечено выступление Лауреата Всеукраинских и Международных конкурсов, студентки II курса Кирсановой Маргариты (класс Т. Н. Кавицкой), которое донесло яркость и сочность колорита «Концерта для скрипки с оркестром» ор.35 (концертмейстер А. И. Голентус).
Именно посредством эпистолярного жанра и жанра камерной музыки Чайковского слушатели этим воскресным вечером прониклись сущностью искусства настоящего Лирика 19 столетия — Петра Ильича Чайковского.

Преподаватель отдела «Теория музыки»
В. А.Дмитриева.


17.04.15

Концерт коллективов и солистов музыкального училища, который состоялся 17 апреля в большом зале КОМУ стал логичным продолжением и ярким убедительным завершением торжеств, посвященных 175-летию со дня рождения величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Концерт был выдержан в форме увлекательно-познавательной лекции, оригинальный сценарий которой разработала молодой талантливый преподаватель отдела « Теория музыки» В.А. Дмитриева.

Оригинальность состояла в том, что все номера, на первый взгляд разрозненные, оказались связаны тонкой нитью, приоткрывающей завесу творческой личности Чайковского, композитора-психолога и реалиста.
Музыка П.Чайковского дышит жизнью. Каждый человек чутко угадывает в его музыке истинно своё: в елегической напевности, излучающей тепло и ласку, слушатель слышит сочуствие человеческому страданию, а в волнующей мелодике любовных восторгов, в мелодике, насыщенной страстной волей к жизни, он ощущает не только порыв к радости и мечту о счастье, но и чувствует живого человека.
Первое отделение концерта было посвящено камерно-вокальной музыке композитора.Жанр романса привлекал Чайковского на протяжении всей его творческой жизни. Из высказываний П. Чайкоского: «В самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Обращает на себя внимание большое разнообразие авторов текстов, преимущественно русских. Многие из лучших романсов Чайковского написаны на тексты А. Толстого; не раз композитор обращался и к стихах Л.Мея, А.Фета, Я.Полонского, А.Плещеева.
В замечательном исполнении Ирины Данко, солистки Криворожского драматического театра, прозвучали два романса Чайковского – «То было раннею весной…» и «Скажи, о чем в тени ветвей»…

Лауреат Всеукраинских конкурсов Оксана Никитина профессионально исполнила несколько романсов:
- «Отчего» (концертмейстер Инна Нескоромная)
- «Кабы знала я»
- «Закатилось солнце» (концертмейстер Татьяна Кадук).

Алексей Фатеев, лауреат Всеукраинских и Международных конкурсов, с присущим ему артистизмом и самоотдачей представил две композиции:
- «Ночи безумные» и «Нет, никогда не назову» (концертмейстер Павел Амелин)

Привлекло внимание слушателей глубоко прочувственное исполнение Ариозо Иоланты (Татьяна Антонова, лауреат Всеукраинских и Международных конкурсов, концертмейстер Ольга Чеботаренко).

Особенно тёплыми аплодисментами была отмечена «Серенада дон Жуана» в исполнении Лауреата Всеукраинских и Международных конкурсов Георгия Дербаса (концертмейстер Нина Волченкова).

Петр Ильич Чайковский был не только гениальным композитором, но также известным и авторитетным дирижером своего времени. Во время концертов и театральных представлений появлялась та необходимая первоначально уверенность в себе, без обретения которой, немыслимо быть дирижером.
Во втором отделении концерта в исполнении камерного оркестра училища (дирижер Юрий Шильман) прозвучали «Элегия» и «Вальс» из «Серенады» для струнного оркестра, ор.48

Перед представленными номерами из оперы «Пиковая дама» прозвучал Концерт для скрипки с оркестром 2ч. – Канцонетта в прекрасном исполнении Лауреата Всеукраинских и Международных конкурсов Маргариты Кирсановой и симфонического оркестра КОМУ (дирижер Наталья Чернийчук).

П. Чайковский считал оперу видом музыкального искусства, наиболее доступным широким кругам слушателей. Своему ученику и другу С. Танееву композитор писал: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте… Согреть меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я… Мне нужны люди, а не куклы… Я охотно примусь за всякую оперу, где…существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые…»
Одним из шедевров оперного искусства является опера «Пиковая дама» П. Чайковского, которую он «писал с восторгом, самозабвением и вложил в этот труд всю свою душу».
Интродукцию к опере «Пиковая дама» исполнил симфонический оркестр муз.училища под управлением Натальи Чернийчук.
В творчестве П. Чайковского – великого композитора – психолога – самым важным объектом была внутренняя жизнь человека. Эта направленность, пронизывающая его произведения, сказывается на характере его образов. Особенно привлекательны женские образы, которые он создавал почти в каждой из своих опер: трагические по своей судьбе образы русских девушек, обладающих возвышенной душой, способной глубоко, сильно любить и отдать жизнь за своего избранника.
Эту страницу творчества композитора раскрыли Оксана Никитина и Ирина Данко:
- Романс Полины из оперы «Пиковая дама» (Оксана Никитина)
- Ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама» (Ирина Данко)
- Дует Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» (Ирина Данко и Оксана Никитина).

Из статей и писем П. Чайковского вырисовывается образ неутомимого труженика, человека волевого склада, хорошо знающего цену времени. Характерная черта П. Чайковского – композитора – железная настойчивость, преодолевающая все преграды. Он работал неустанно и ежедневно: «Как жизнь коротка! Как многое хочется сделать, обдумать, высказать».
Завершила концерт – сцена из балета «Лебединое озеро» - в исполнении симфонического оркестра.
Преподаватель отдела «Теория музыки»
Л.Г. Масловская


Концерт школы педагогической практики КОМУ.

20.04.15

«Детский альбом» П. Чайковского

Творческая встреча учащихся школы педагогической практики, студентов музыкального училища и зрителей состоялась 20 апреля в малом зале Криворожского музыкального училища. Концерт был посвящен «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского - удивительного русского композитора.
Петр Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора, где отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к нему, видя в нем нежного и заботливого друга.
«Детский альбом» Чайковского является одним из лучних образцов детской музыкальной литературы.Этот цикл Петр Ильич посвятил ВолодеДавыдову. Цикл состоит из 24 пьес. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Кроме того для полного раскрытия образного содержания, слушателям была предоставлена хорошая презентация слайдов-картинок и стихов на каждую из композиций.
Структура концерта была выстроена по принципу основных групп «Детского альбома» Чайковского, которые формируются вокруг тематики цикла, а именно:"Детские игры", "Сказочные сюжеты", «Путешествия», "Русская мелодика" и так далее.
Как и задумано было композитором в цикле, концерт открыла «Утренняя молитва» из серии тематики ««Начало дня ребенка», которую проникновенно исполнила студентка 4 курса Аракелян Елена.
И далее раскрывались картины снежного, морозного зимнего утра; народные песни, маленькие «романсы», сказки…
В концерте принимали участие не только студенты «Фортепианного отдела» 4 курса Криворожского областного музыкального училища, но также учащиеся школы педагогической практики:
- в исполнении Шафрановой Марии мы услышали озорную токкатную пьесу «Игра в лошадки» из группы «Детские игры». Куда примыкает и «Марш деревянных солдатиков», исполненный Молодухой Марией (ученица 2 кл.). Это самые безоблачные, по-детски наивные пьесы «Альбома».
Следующие три номера в группе «Детские игры» были связаны с тематикой игр девочек, своеобразная «кукольная трилогия». Это: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла», которые воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни. Первые две пьесы, исполненные студентками 4 курса - Еленой Овчаренко и Василикой Черкашиной, имеют печальный, скорбный характер. А передать радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы смогла Волкова Елизавета (учащаяся 2 кл.) .
В творчестве Петра Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. «Русская песня», которую исполнила Храмихина Анна (школа пед. пр. 2 класс), является ярким примером типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Из «страничек дневника путешественника» прозвучали:
- «Старинная французская песенка» (Колеко Ренат, 2 класс)
- «Немецкая песенка» (Молодуха Анна, ученица 2 класса).
Сладостно-чувственной «Сладкой грезой» порадовала зрителей Лашина Ольга (6 класс). Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительной группе «Детского альбома». Открыла её Шафранова Мария «Песней жаворонка» - это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями. Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы не только по художественным своим достоинствам, но и по фортепианному изложению. «Детский альбом» — важный вклад в мировую фортепианную литературу. Вот таким удивительными образами, характерами и зарисовками предстал перед нами «Детский альбом» русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Студентка 3 курса отдела «Теория музыки»
Веерова Николь