05-07.04.2013 года - Фестиваль, посвящённый 140-летию со дня рождения Сергея Васильевиса Рахманинова » Офіційний сайт Криворізького Музичного Коледжа а

05-07.04.2013 года - Фестиваль, посвящённый 140-летию со дня рождения Сергея Васильевиса Рахманинова









05.04.13

Ярким событием в жизни Криворожского областного музыкального училища явилось открытие фестиваля, посвященного юбилею С. В. Рахманинова. В этом году мы отмечаем 140 лет со дня его рождения.

Открывая 1-й день фестиваля, ведущая, лектор-музыковед Одесской областной филармонии, Элбвира Паламарчук подчеркнула, что "...многоликость таланта С.Рахманинова выразилась в ипостаси дирижёра, великолепного композитора и гениального исполнителя-пианиста. Его творческая судьба, словно зеркало, отразила все важнейшие события русской общественной и музыкальной жизни. И сегодня открытие "рахманиновского" фестиваля - это грандиозное событие для культурной жизни Кривого Рога. Оно грандиозно и по значимости, и по масштабу."

В самом начале концерта с открытием фестиваля всех поздравила заместитель городского головы Заслуженный работник культуры Украины Валентина Николаевна Берлин, которая назвала музыкальное училище филармонией нашего города.

Как известно, Рахманинов был великий дирижер, композитор, великолепный пианист. Фортепианная музыка – наиболее важная и обширная область творчества Рахманинова. Здесь раньше всего развернулся талант композитора, были созданы самые яркие и совершенные произведения.Именно фортепианной музыке был посвящен первый фестивальный день. Концерт открылся одной из ранних прелюдий С. Рахманинова cis-moll ор.3№2 в исполнении лауреата всеукраинских конкурсов Марины Рожковой. Такой выбор очевидно был не случайным. Он сразу же погрузил всех слушателей в атмосферу замечательной Рахманиновской фортепианной музыки.
Прелюдия до-диез минор – самый значительный и зрелый образец (среди произведений малых форм) лирико-патетического стиля молодого Рахманинова. Сжатая, цельная по форме прелюдия насыщена страстным и мятежным чувством, впечатляет трагедийным пафосом, простыми, но сильными контрастами. Естественно это была не одна прелюдия Рахманинова, которая прозвучала в этот вечер. Прелюдии С. Рахманинова выделяются разнообразием содержания, художественной законченностью; в них содержатся все главнейшие признаки фортепианного стиля композитора. Большой глубиной и проникновенностью отличилось и исполнение прелюдии c-moll ор.23 студенткой 3 курса КОМУ Дарьей Кочетовой.


В прелюдии h-moll ор.32, в исполнении Елены Овчаренко, нашли отражение мрачные настроения, характерные для многих произведений Рахманинова 10-х годов ХХ века. Главная тема прелюдии, возникающая из повторений лаконичного секундового мотива, проникнута скорбным, безысходным чувством. Мелодия неуклонно сползает в более низкие регистры, неизменно удерживается минорный лад.

Прелюдия gis-moll в исполнении лауреата всеукраинских и международных конкурсов Елены Аракелян поразила слушателей глубиной.

Рахманинов проявил себя очень ярко в разных областях фортепианной музыки. Его перу принадлежат произведения многих жанров: юмореска, скерцо, этюд-картина, вальс, музыкальный момент. Это далеко не полный перечень произведений, прозвучавших в концерте. Этюды-картины Рахманинова – произведения прежде всего художественного, а не «этюдного» плана. Обе тетради содержат 17 пьес, 2 из которых были опубликованы посмертно. Яркая образность, красочность, многообразие и богатство фортепианной фактуры, монументальность – таковы характерные особенности прозвучавших в концерте этюда-картины c-moll, соч. 33 в исполнении Сащука Евгения и этюда-картины Es-dur. Соч. 33 в исполнении Кот Юлии.


Особого внимания заслуживают музыкальные моменты Рахманинова. Шесть музыкальных моментов соч. 16 завершают фортепианное творчество Рахманинова 90-х годов. Напряженный драматизм. Интенсивность лирического переживания, а также тяготение к монументальному, концертно-виртуозному письму. К широте музыкальных форм приближают их к зрелым образцам фортепианного творчества композитора – прелюдиям и этюдам-картинам. В концерте прозвучали два музыкальных момента. Соч. 16 – Des-dur и e-moll в исполнении лауреата всеукраинских и международных конкурсов Сулима Алексея.

Ярко и образно была исполнена пьеса «Полишинель» из цикла «Пьесы-фантазии» op.3 , посвящённая педагогу Рахманинова в консерватории А.С. Аренскому. Юлия Косенкова, лауреат международных и всеукраинских конкурсов, смогла воплотить в облике паяца активную, волевую и жизнелюбивую натуру, его богатый внутренний мир.

Обратил на себя внимание и «Полет шмеля» Римского-Корсакова в обработке Рахманинова в исполнении Оксаны Починок,

и всем известный «Вокализ» в исполении Е. Овчаренко и Ю. Косенковой в переложении для двух роялей.

Если в первом отделении концерта принимали участие студенты КОМУ, то во втором отделении выступали его выпускники и преподаватели. Так, в исполнении лауреата региональных и областных конкурсов, студента 1 курса Харьковского государственного университета искусств им. И. Котляревского, Старцева Дмитрия прозвучали этюды-картины: C-dur, соч. 33, es-moll, соч.39.

Продолжила серию исполнения этюдов-картин лауреат всеукраинского и дипломат Международного конкурса студентка 1 курса Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского Рожкова Ирина.

Далее в концерте приняли участие такие исполнители как Дроздов Дмитрий, выпускник КОМУ, а сейчас студент 4 курса Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского

а также лауреат международных конкурсов Владислава Крускаль.

Ярким завершением первого дня фестиваля стало исполнение романса и тарантеллы из фортепианной сюиты №2, соч.17 лауреатами областных и всеукраинских конкурсов Кадук Татьяны – Ерёминой Елены.

Очень профессионально, артистично провела концерт выпускница теоретического отдела, лектор-музыковед Одесской областной филармонии Эльвира Паламарчук. Которая познакомила слушателей с интересными фактами жизни композитора и его творчеством.

Преподаватель отдела «Теория музыки»
Белодед А.А.
Преподаватель отдела "Хоровое дирижирование"
Е.Калина


06.04.13

"Единственное, что я стараюсь делать,
когда я сочиняю музыку — это заставить её
прямо и просто выражать то, что у меня на сердце."
С. В. Рахманинов

6 апреля 2013 года в зале Криворожского областного музыкального училища, состоялся второй день масштабного фестиваля посвященного творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. В этот вечер, преподаватели, студенты и выпускники училища представили слушателям вокальное творчество композитора.
Вокальная музыка заняла одно из ведущих мест в творчестве С. Рахманинова она охватила огромный спектр жанров, но наиболее близким по духу стал для него жанр романса.
В целом, романс сыграл исключительную роль, и в развитии русской музыки. Он стал «визитной карточкой» русской культуры так как к нему обращались почти все крупнейшие композиторы России. Для них романс стал настоящей «творческой лабораторией» в которой воплощались новаторские замыслы, кристаллизовались важнейшие стилистические черты. Вокальное творчество С. Рахманинова стало итогом и обобщением пути развития этой сферы русской музыки в XIX веке.
Углубленная лирическая экспрессия роднит романсы С. Рахманинова с отдельными опусами П. Чайковского и М. Глинки; психологическая напряженность лирико - философских монологов является продолжением традиции, ведущей от А. Даргомыжского – к М. Мусоргскому, П. Чайковскому, а от них – к С. Рахманинову.
Вместе с тем, романсы С. Рахманинова для истории русской музыки стали по многим параметрам новаторскими, что особенно проявилось в сфере его вокального мелодизма, который по принципу развития и интенсивности сродни симфоническому. Таким образом, в романсах Рахманинова камерность уступает место концертности.
Открыли концерт два поэтичных романса С. Рахманинова на слова Г. Галиной - «Здесь хорошо» и «У моего окна» в исполнении Ирины Данко-Черноморченко (конц. Н. Волченкова)

Продолжил концерт один из самых лирических, возвышенных и одухотворённых романсов композитора на стихи Е.Бекетовой - "Сирень" в исполнении Оксаны Никитиной (конц.- Т.Кадук).

В первом отделении фестиваля прозвучали такие шедевры камерно-вокальной музыки Рахманинова как: - романс «Утро» в исполнении Сергея Крикуна;

- «Дитя, как цветок ты прекрасна» в исполнении Георгия Дербаса;

- «Как мне больно» в исполнении Сергея Алькина;

- «Я жду тебя» и «В молчаньи ночи тайной» в исполнении Оксаны Никитиной;

- «Христос воскрес» в исполнении Натальи Овчаренко.

Кроме вокальной музыки также прозвучали известные инструментальные произведения С. Рахманинова.
Лауреат региональных и областных конкурсов студентка 2 курса КОМУ Мария Шмагайло и Людмила Замышляева исполнили «Восточный танец» для виолончели и фортепиано. Пьеса отличается экспрессией, и наполнена элементами цыганских мотивов.

В исполнении студента 2 курса КОМУ Кертика Семена и Елены Ерёминой прозвучала «Серенада» С. Рахманинова в переложении для валторны.

Очень лирично, проникновенно прозвучал "Романс" ре минор для скрипки и фортепиано в исполнении студентки 1 курса Днепропетровской консерватории Дины Хоменко (конц. - Алла Голентус).

Одним из ярчайших номеров первого отделения фестиваля стало исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано, студентками III курса Львовской государственной музыкальной академии им Н. Лысенко - Богданы Неделько (виолончель) и Алины Сахненко (Фортепиано). Соната была написана С. Рахманиновым в 1901 году, и фактически стала первой русской концертной сонатой для данного состава. Кроме того, это сочинение показательно с точки зрения стиля, «почерка» композитора. Здесь без труда можно услышать всю ту искренность, романтический полет и особую «молодую» взволнованность, столь характерную для сочинений Рахманинова 1900-х годов.

Финалом 1 отделения второго фестивального дня прозвучало "Элегическое трио №1" С.Рахманинова для ф-но, скрипки и виолончели в исполнении преподавателей Криворожского областного музыкального училища Татьяны Кавицкой (скрипка), Аллы Голентус (ф-но) и студентки Днепропетровской консерватории Марины Устенко (виолончель).

Во втором отделении концерта прозвучали еще более масштабные произведения. Камерный оркестр Криворожского областного музыкального училища под управлением Ю. Шильмана, исполнил романс из «Неоконченного квартета» g-moll. Квартет был написан в 1889-1890 годах, во времена учебы С. Рахманинова в Московской консерватории, тогда Рахманинову было всего 17 лет. Поэтому легко заметить в этом изящном и красочном сочинении с интересными моментами пиццикато и тремоло влияния музыки Чайковского.

Ярким моментом второго отделения стало выступление Лауреата Всеукраинских конкурсов женского хора «Ориана» (руководитель Е. Фокина) и камерного оркестра Криворожского музыкального училища (руководитель Ю. Шильман), в исполнении которых прозвучали 3 хора из цикла, соч. 15 «Ночка», «Задремали волны», и «Ангел».

В исполнении духового оркестра КОМУ, под руководством Виктора Онуфриенко прозвучала симфоническая поэма «Князь Ростислав». Она также была написана, в раннем периоде творчества композитора когда он еще учился в Московской консерватории и является одним из его самых ранних сохранившихся произведений для оркестра.

К числу значительных произведений С. Рахманинова написанных в консерваторские годы относится и его дипломная работа - одноактная опера «Алеко», по поэме Пушкина «Цыганы». Опера была создана за очень короткий срок – 17 дней, что свидетельствует о необычайном таланте молодого композитора и его страстной увлеченности этой работой. Интродукция и Рассказ Старика из оперы прозвучали в исполнении Лауреата Всеукраинских конкурсов Сергея Крикуна и симфонического оркестра КОМУ под руководством Натальи Чернийчук.

Завершил второй фестивальный день Концерт С. Рахмантнова №1 для фортепиано с оркестром, в исполнении студентки 3 курса КОМУ Ирины Былковой и симфонического оркестра КОМУ под руководством Натальи Чернийчук. Произведение было написано Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах, и посвящено А. И. Зилоти. Концерт прозвучал на одном дыхании и стал достойным завершением второго концертного вечера.

Преподаватель отдела «Теория музыки»
Братко Лиана Васильевна
Преподаватель отдела "Хоровое дирижирование"
Е.Калина


07.04.13

Заключительный третий фестивальный день, посвященный 140-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера С. В. Рахманинова прошел с огромным успехом. Это подтверждалось полным залом слушателей, бурными аплодисментами, сопровождающиеся возгласами «Браво!»
C.Рахманинов нередко говорил:"Своим дарованием я обязан Богу. Только одному Богу. Без него я - ничто..." С.Рахманинов был человеком, глубоко верующим и внёс весомый вклад в дело русской Православной церкви. Композитор стремился, не нарушая благоговейной простоты и строгости богослуженного чина, к созданию церковной музыки, поистине высокой художественной ценности. В 1915 году композитор писал:"Я сочинил "Всенощное бдение..." И сочинил он его очень быстро - менбше, чем за две недели, посвятив его своему другу Смоленскому.
В праздничный день Благовещение прозвучали два номера из «Всенощного бдения» ор. 37 – «Приидите, поклонимся» и «Богородице Дево, радуйся», в исполнении хора «Відродження» (дирижёр- Заслуженный деятель искусств Украины В .Заволгин) Криворожского областного музыкального училища.

Первое исполнение этого произведения состоялось 10 марта 1915 года с большим успехом. Ориентируясь на стиль старинного знаменного пения, композитор создал свои собственные оригинальные напевы. Известный критик В. Держановский писал: «Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении. А может быть, именно это сочинение говорит о расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, о подлинной эволюции его сильного таланта».
Также, были исполнены три русские песни ор. 41 для хора с оркестром. Эти песни проникнуты мыслями композитора о Родине. Эскизы были сделаны композитором в 1916 году, а закончены лишь в 1926 году в эмиграции (Хор «Відродження» хормейстер Т. Коренчук, оркестр народных инструментов, дир. Д. Ильин).

На высоком профессиональном уровне, с особой душевной теплотой, чувственностью прозвучали романсы «Полюбила я на печаль свою», «Сон» и «Весенние воды» в исполнении солистки Криворожского театра им. Т. Г. Шевченка Ирины Данко-Черноморченко в сопровождении оркестра народных инструментов.

Второе отделение открыл Концерт № 2 ор.18 c-moll С. В. Рахманинова для фортепиано с оркестром, в котором c яркостью отражена эмоциональная атмосфера предреволюционной поры, запечатлены героические порывы, вера в торжество светлых жизненных сил, романтические мечты о добре и красоте. Первая часть концерта прозвучала в исполнении лауреата Всеукраинских конкурсов Татьяны Кадук и эстрадно-симфонического оркестра Криворожского музыкального училища (дир. В. Онянов).

В завершении фестиваля прозвучала кантата «Весна» для баритона соло, хора и оркестра в исполнении лауреата Всеукраинских и Международных конкурсов хора «Відродження» (хормейстер – заслуженный работник культуры Украины Л. Красильникова), эстрадно-симфонического оркестра (дирижёр - В.Онянов) Криворожского музыкального училища. Солист – студент V курса Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского, победитель проекта канала «1+1» «Звезда в опере» Влад Павлюк; дирижер – заслуженный деятель искусств Украины, дирижер Национальной оперы Украины Алла Кульбаба.


Директор Криворожского областного музыкального училища Л. В. Ракитянская и методист Т. Н. Кривохижина выразили искренние слова благодарности всем гостям, дирижерам, коллективам, а также всем, кто принимал участие в проведении фестиваля. И, конечно же, слова благодарности были обращены и к прекрасным слушателям, которые все дни наполняли стены прекрасного храма Музыки своим присутствием. И дай Бог сил и вдохновения администрации и преподавателям Криворожского областного музыкального училища на свершение новых прекрасных проэктов!

Вот и позади три замечательных фестивальных дня, посвящённых 140-летию со дня рождения великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Хочется завершить эти прекрасные встречи цитатой самого композитора:

"Музыка , прежде всего, должна быть любима.
Она должна идти от сердца и быть обращена к сердцу..."


И мы надеемся, что у нас это получилось.

Преподаватель отдела «Теория музыки»
Фролова Е. А.
Преподаватель отдела "Хоровое дирижирование"
Е.Калина